Запор и мультиморбидная патология: взгляд педиатра
Ресурсы:
Нижевич А.А., Валеева Д.С., Логиновская В.В. Запор и мультиморбидная патология: взгляд педиатра. РМЖ. Мать и дитя. 2024;7(1):71–78. DOI: 10.32364/2618-8430-2024-7-1-11
08.04.2024

Определение запора
Определение запора с позиций международных Римских критериев IV включает в себя 2 или более из следующих симптомов, регистрируемых не реже одного раза в неделю в течение как минимум 1 мес. с отсутствием достаточного числа критериев для диагностики синдрома раздраженого кишечника (СРК): две или менее дефекаций в неделю у ребенка в возрасте не менее 4 лет; минимум 1 эпизод недержания кала в неделю; в анамнезе - постоянное принятие позы с целью задержки стула, в том числе чрезмерным волевым усилием; болезненные или твердые испражнения в анамнезе; наличие большого объема каловых масс в прямой кишке; в анамнезе- испражнения большого диаметра, которые могут блокировать туалет. Пик заболеваемости запорами у детей отмечается в возрасте от 2 до 4 лет, когда начинается приучение к горшку. У детей старше года 95% запоров носят функциональный характер. Примечательно, что, согласно опубликованным данным, хронический запор был выявлен у 53% детей, анкетированных во всех федеральных округах. Запор как пример мультиморбидной патологии.

Важно понимать, что термин «коморбидность» необходимо использовать в случае, если определяется индексное (основное) заболевание, а в качестве коморбидных патологий рассматриваются и факторы риска, и осложнения индексного заболевания. Хорошо известно, что хронический запор как у взрослых, так и у детей может привести к развитию таких заболеваний аноректальной зоны и кишечника, как анальные трещины, геморрой, заворот кишечника. До 84% детей с функциональным запором страдают от недержания кала, практически полностью лишающего ребенка нормальной адаптации в коллективе. В 42,3–100% случаев у детей с запорами развиваются нарушения моторики толстой кишки с развитием рефлюкс-эзофагита, антрального гастрита (на фоне недостаточности привратника), расстройств сфинктера Одди по билиарному и панкреатическому типу, холестаза на фоне снижения антитоксической функции печени.

По данным ряда авторов, у детей с запорами в 2 раза чаще наблюдается ожирение; распространенность депрессии у пациентов с запорами превосходит в 5,4 раза таковую в общей популяции, а тревожных расстройств — в 4 раза. Более чем у половины (51,7%) детей с хроническим запором имеют место симптомы хронической каловой интоксикации: общая слабость, вялость, головная боль, быстрая утомляемость, дети становятся невнимательными, отстают по школьной программе. Распространенность запоров у пациентов с угревой болезнью 15–35 лет составляет 70%.

Сахарный диабет и депрессия входят в число самых частых сопутствующих заболеваний у пациентов с запорами.

Нарушение проницаемости защитного кишечного барьера при запоре
В исследованиях показано, что при запоре повышается проницаемость защитного кишечного барьера, что сопровождается повышением уровня эндотоксина в крови. Происходит потеря целостности плотных контактов между клетками кишечника, открывая межклеточные каналы для бактерий, бактериальных липополисахаридов (эндотоксинов), экзотоксинов, белковых молекул (в том числе обладающих антигенными свойствами, например высокоиммуногенных белков коровьего молока или овальбумина) из просвета кишечника, инициирующих активацию клеток иммунной системы. Опубликованы результаты исследования, демонстрирующего наличие системного субклинического воспаления у детей с функциональным запором: уровни провоспалительных цитокинов — интерлейкина (ИЛ) 6 и ИЛ-12, а также неоптерина в сыворотке крови детей с функциональным запором существенно превышали показатели детей без функционального запора.

Подходы к устранению запора и его последствий
Таким образом, лечение запора представляет собой лечение блока коморбидной патологии, в котором терапия первой линии — это лечение собственно запора. В связи со всем вышеуказанным представляется целесообразным применять для лечения хронического запора современные лекарственные препараты, обладающие комплексным действием и возможностью одновременного устранения запора и восстановления защитного кишечного барьера для защиты организма от эндотоксиновой агрессии. К настоящему времени к числу наиболее эффективных корректоров запора относят лактитол, относящийся к группе осмотических слабительных.

Механизмом, контролирующим поддержание целостности эпителиального барьера, являются короткоцепочечные жирные кислоты, образующиеся в результате гидролиза углеводов микробиотой кишечника, в первую очередь бутират — основной источник энергии для клеток кишечного эпителия. Бутират взаимодействует с рецепторами, активируя альтернативную протеинкиназу С, фосфорилирующую zonula occludens и восстанавливающую целостность эпителиального барьера. Эксперты рекомендуют рассматривать лактиол как препарат выбора для лечения запоров в детском возрасте и у взрослых пациентов вследствие способности к генерации наибольшего количества бутирата в просвете кишечника. Следует рекомендовать его как препарат комплексного действия, способный корректировать частоту стула, симптоматику запора, а также восстанавливать кишечный барьер для защиты организма от последствий запора.