Здоровое питание населения — один из столпов национальной безопасности
В нашей стране для реализации Доктрины продовольственной безопасности принят ряд важных документов. Итогами многолетней работы должны стать снижение заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний, положительная динамика демографических показателей и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78–80 лет. Однако эпидемиологические исследования состояния фактического питания населения, проведенные в большинстве регионов Российской Федерации, выявили существенные отклонения от оптимальных значений во всех возрастных группах
Формирование пищевого поведения (ПП) у детей
ПП формируется на протяжении всего детства, но особенно активно в первые годы жизни. С позиции возрастной физиологии и морфологии дошкольный возраст (первое детство) рассматривается как период «полуростового скачка», а следующий за ним младший школьный возраст (второе детство) как этап качественных изменений и интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющих степень созревания органов и систем. Основным отличием этих возрастных периодов от раннего детства является существенная перестройка режима дня и питания, так как большинство детей посещают дошкольные и школьные образовательные учреждения и проводят там не менее 6 ч в день. Нарушения нутритивного статуса чаще всего проявляются избытком массы тела (19,9% в дошкольном и 38,3% в младшем школьном возрасте) или ее дефицитом (13,0 и 11,4% соответственно), ожирением (7,5 и 12,4% соответственно). По данным ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи», микронутриентный дефицит отдельных витаминов фиксируется у 43% детей, полигиповитаминоз — у 40%, только около 17% детей полностью обеспечены витаминами.
Организация питания дошкольников
Дети в возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), а значит, в будние дни 75% суточного рациона приходится на организованное питание. Кратность питания в ДОУ составляет 4 приема пищи. Однако согласно ряду исследований в большинстве случаев выявлялось их несоответствие по показателям продуктового обеспечения и химического состава рационов. Наиболее значимыми из недостатков были дефицит в продуктовом наборе хлеба ржаного, рыбы, фруктов, избыток макаронных изделий, сахара, кондитерских изделий. Поэтому нутриентный состав был не оптимален, разбалансирован: недостаточно пищевых волокон (55 до 75% от нормы), нарушены соотношения белков и жиров, кальция и фосфора, а также обнаружен дефицит витамина D. Интересными оказались данные о влиянии пищевых стереотипов, сформированных в семье на фактическое потребление пищи в ДОУ. Дети практически полностью съедали блюда с овощами и картофелем, фрукты и соки (девочки лучше ели овощи, а мальчики — картофель), блюда из творога и особенно рыбы употребляли плохо. Родители не проводили коррекцию домашнего питания с учетом полученной в детском саду пищи.
Организация питания школьников
Школьный возраст требует больших энергетических затрат и повышенной потребности в микронутриентах, а значит рациональное питание учащихся является одним из ключевых факторов поддержания здоровья и эффективности обучения ребенка. В нашей стране бесплатное школьное питание — одна из мер социальной поддержки и стимулирования общества. Школьники младших классов должны получать бесплатное горячее питание не реже одного раза в день. Согласно данным анкетирования школьников и их родителей, среди замечаний лидируют отсутствие возможности самостоятельного выбора блюд (55,9%), однообразное меню (32,8%), невкусные блюда (26,3%), дефицит времени для приема пищи (23%). Удовлетворенность питанием по 10-балльной системе в среднем составила 6,8 балла у родителей и 7,7 балла у школьников. Родители не удовлетворены тем, что их дети остаются голодными, замещая недостаток кондитерскими изделиями, фастфудом и сладкими газированными напитками. По данным многочисленных эпидемиологических исследований, в домашнем питании российских школьников сохраняются негативные тенденции. В рационе питания обучающихся недостаточно овощных супов и овощных гарниров, молочных продуктов и фруктов, отмечено чрезмерное употребление колбасных изделий.
Направления оптимизации питания детей дошкольного и школьного возраста
Основными путями улучшения ситуации следует считать: изменения в содержании и методах пропаганды здорового образа жизни на разных уровнях; повышение грамотности родителей в вопросах здорового питания, формирования правильных пищевых предпочтений детей, преемственности домашнего и школьного питания; постоянный мониторинг организации питания в образовательной организации и дома, режима питания с коррекцией методологических подходов с целью контроля фактического потребления пищи детьми для своевременной коррекции выявленных нарушений; с целью профилактики и восполнения дефицита выявленных пищевых веществ в рационах питания дошкольников и школьников использовать обогащенные пищевые продукты, витаминно-минеральные комплексы с доказанной эффективностью и безопасностью.