Гепатоцеллюлярная карцинома и особенности ее развития
Ресурсы:
Зубков Р. А., Забобонин К. Н., Симонова Е. В., Зубкова Е. Р. Гепатоцеллюлярная карцинома и особенности ее развития. Лечащий Врач. 2025; 2 (28): 32-37. https://doi.org/10.51793/OS.2025.28.2.005
18.07.2025

Гепатоцеллюлярная карцинома (ГЦК) продолжает занимать лидирующее положение среди всех онкологических заболеваний и является пятым по распространенности злокачественным новообразованием (ЗНО) и второй по значимости причиной смертности от рака во всем мире.

Этиология и патогенез гепатоцеллюлярной карциномы. Вирус гепатита В

Среди этиологически значимых факторов развития ГЦК выделяют алкогольную болезнь печени, неалкогольную жировую болезнь печени и поражения афлатоксинами. В то же время, по данным ряда авторов, отмечается, что основными причинами возникновения ГЦК являются хронические вирусные гепатиты (ХВГ). По данным, содержащимся в источниках научной литературы, риск развития ГЦК у носителей вируса гепатита В (HBV) в 100 раз выше, чем в общей популяции. За внешними проявлениями хронической вирусной инфекции гепатита В стоят сложные взаимоотношения между вирусом, инфицированной клеткой и системой иммунологического контроля. Это связано с тем, что вирус пользуется разными возможностями для поддержания персистенции, включая мутационную изменчивость в структуре генома, обеспечивающую иммунологическую вариабельность антигена, процесс интегрирования вируса в структуру генома клетки человека, а также антигенную мимикрию и ингибирование эффекторов нейтрализации. В то же время многие гепатоциты, несущие вирус, распознаются системой иммунитета и подвергаются уничтожению через Т-зависимый цитолиз или апоптоз Т-киллером. Этот позитивный механизм является одновременно патогенетической основой для формирования хронического гепатита, активность которого определяет интенсивность внутрипеченочной репликации вируса. В связи с этим, кроме клинико-морфологических признаков, в классификации хронического гепатита В учитываются вирусологические данные, а именно количество репликативных процессов в гепатоцитах. Поэтому диагностически важным является наличие HBeAg-позитивного и HBeAg-негативного хронических гепатитов, которые соответствуют репликативной и интегративной формам персистентной гепатитной инфекции. Хронический гепатит с HBeAg-позитивным течением протекает более тяжело, более склонен к цирротическим изменениям в печени и является показанием к противовирусной терапии. Попав в клетку-хозяина, HBV транскрибирует 4 вирусных мРНК для 7 белков, одним из которых является полипептид HBV X (HBx). С одной стороны, HBx усиливает экспрессию и репликацию вирусных генов, с другой - участвует в модуляции онкогенных путей, окислительного стресса, метилирования ДНК, ангиогенеза и миграции. Кроме того, сверхэкспрессированный HBx может также активировать ядерный транскрипционный фактор NF-κB и блокировать фактор некроза опухоли альфа (ФНО-α) и апоптоз.

Инфекция вируса гепатита (HCV)

Инфекция вируса гепатита (HCV) является второй по частоте причиной ГЦК во всем мире (причина не менее 10% случаев ГЦК). Зачастую течение инфекционного процесса приобретает агрессивный характер и за 10-20 лет завершается развитием цирроза печени. Среди этой категории инфицированных у 20-30% он переходит в рак печени. Установлено, что в большинстве случаев инфицирование HCV протекает бессимптомно или в стертой форме. Критерием хронизации инфекционного процесса считают HCV-виремию длительностью более 6 месяцев, которая может задерживаться и до 45 месяцев. Зачастую течение инфекционного процесса приобретает агрессивный характер и за 10-20 лет завершается развитием цирроза печени. Среди этой категории инфицированных у 20-30% он переходит в рак печени. Группами риска являются мужчины, зараженные в старшем возрасте; злоупотребление алкоголем; коинфицирование вирусом иммунодефицита и гепатита В. Установлено, что все внепеченочные симптомы вирусного гепатита С связаны с продукцией криоглобулинов, которые обладают свойствами ревматоидных факторов. Наиболее тяжелые формы протекают вместе с поражениями почек (мембранопролиферативный гломерулонефрит) и нервной ткани (поражения периферических нервов и головного мозга). Аналогичным путем, через синтез аутоантител и продукцию иммунных комплексов, HCV включается в патогенез других лимфопролиферативных заболеваний, в связи с чем хроническую инфекцию гепатита С следует рассматривать не только как заболевание печени, но и как системный процесс, в котором ведущую роль играет тканевой тропизм.

Примечательно, что повышенный риск ГЦК как следствие развития хронического гепатита С не имеет объяснений. Прежде всего следует понимать, что, в отличие от HВV, HCV-геном не способен интегрироваться в геном гепатоцита, поскольку он представлен структурой РНК+. Поэтому исключается прямой механизм онкогенности за счет инсерционной мутации, но не исключается опосредованный мутагенез. В литературе обсуждается вопрос о развитии рака вследствие мутационного процесса в гепатоцитах, что ведет к перманентной регенерации в условиях хронической вирус-индуцированной гибели печеночной паренхимы.

Таким образом, анализ литературы показал, что существует достаточно большое число возможных факторов патогенеза гепатитов В и С, которые могут оказать потенциальное влияние на формирование ГЦК. В связи с этим необходимы дальнейшие исследования, направленные на поиск валидированных маркеров для скрининга и ранней диагностики ГЦК в зависимости от этиологии и патогенеза предракового заболевания.